Вплоть до смерти Сталина, бальные танцы, как и все западное, отвергалось властями. Но с приходом Хрущевской "оттепели", развитие было самым активным. Первый официальный конкурс, а точнее, первые международные соревнования состоялись в рамках VII Всемирного Фестиваля Молодежи и Студентов в Москве. Хочется отметить, что в финале этого конкурса были две пары из Ленинграда. И это не случайность! Именно в Ленинграде, начинается активное развитие бального танца, проникновение которого, даже через "железный занавес", невозможно было остановить. Конечно не обошлось без "верного пути" ЦК партии. Вся информация о танцах в те годы была очень хрупкой и неполноценной. Приходилось делать переводы с английских текстов, встречаться с людьми, которые, хоть краешком глаза видели конкурсы в других странах. Контакты союзных республик, Эстонии, Латвии и Литвы с западом дают о себе знать. Здесь зарождается серьезная школа бального танца. 50-е годы для Ленинграда и Прибалтийских республик можно охарактеризовать как годы учебы, налаживания связей и организаций конкурсов. В Москве все это время бального танца практически не существовало. Доходило до того, что в столице организовывали конкурсы ленинградцы. Один из таких международных конкурсов был организован Бельским Д.М., Снежиной М.В., Демельтман И.М. Важно отметить, что на этот конкурс приехали пары из ФРГ, что было очень важно для организаторов. Именно этот конкурс дал серьезный толчок для дальнейшего обмена информацией и сотрудничества с западными танцорами и преподавателями. 60-е годы проходят так же с явным лидерством в Ленинграда и республик Балтии. В эти годы вышестоящие организации стали относить бальные танцы к спорту. Как видим, этот серьезный вопрос был уже решен три десятилетия назад. В начале семидесятых Ленинград опять является негласным лидером в развитии бального танца, но одновременно с этим Прибалтика становится серьезным конкурентом. Через несколько лет танцоры из Прибалтики будут во многом превосходить танцоров из Ленинграда. А в СССР появляется еще один город, где стремительно начинает развиваться бальный танец. Это Таган-Рог. Здесь работал превосходный организатор и лидер - Марк Самуилович Кац. Он сумел поставить бальный танец на "поток", сумел заинтересовать. Результат его преподавания - известный танцор 70-х - Александр Зубков. Такое развитие бального танца было до прихода Л.И. Брежнева. Всем известный "застой" обрушился и на бальный танец. Приостановлена всяческая организация конкурсов. Причина этому - политика ЦК (то, что с Запада - плохо!) В альтернативу Западно-Европейской и Латино-Американской программам, "добровольно - принудительно" навязывается, так называемая Отечественная программа! Собственно говоря, ничего плохого в этих танцах тоже не было. Но бальный танец уже глубоко засел в танцорах. Для них танец без "стандарта" и "латины" - не танец. В эти годы начинается "подпольная" организация конкурсов, причем статус некоторых из них очень серьезный. Организаторы таких мероприятий подвергались серьезной опасности - вплоть до потери работы. Но конкурсы проходят. Сдерживать людей от бального танца становится бессмысленно, так как танцует большое количество людей. На достаточно серьезном организаторском уровне начинают проводятся уже детские конкурсы. В результате таких "тайных" перипетий на официальных конкурсах к привычным стандарту и латине прибавляется обязательно Отечественная программа. В этом случае компромисс был найден. Бальный танец продолжал свое развитие. Конечно, самый серьезный всплеск, мощный поток информации начался с перестройкой. Ленинград опять в числе лидеров среди городов СССР. И как логическое завершение и реальная возможность легализоваться, в 1987-88 годах образуется АБТ (Ассоциация бальных танцев). Эта организация находилась под присмотром ЦК. Опять политика. В эти годы в Литве начинает проходить традиционный ежегодный турнир "Янтарная пара". Здесь на судейство приглашались и наши и зарубежные судьи! Не удивительно, что статус этого конкурса быстро стал очень высоким. Москва уже не могла смотреть на такое "безобразие" сквозь пальцы. Надо было реагировать. И Москва "дала добро", но с одним условием: в судействе только наши судьи. Этим фактически был наложен запрет на иностранных судей. Ради сохранения статуса "Янтарной пары" прибалты стали действовать очень решительно. В официальном протесте со стороны Литвы - заявлялось, что в случае запрета на приглашение иностранных судей, танцевальная Литва выйдет из состава СССР. Так "Янтарная пара" добилась своего, турнир был проведен без изменений. По прежнему, между танцевальным Ленинградом и танцующими Литвой и Эстонией складываются очень серьезные, профессиональные отношения. Отношение к ленинградским парам в Прибалтике совсем иное, чем к парам из других городов. Ленинград тем временем стал одним из оплотов танцевальной жизни в стране. В нашем городе работает целая плеяда преподавателей. Можно сказать, что бальный танец начал приобретать массовый характер. Москва в конце 80-х резко поднимает планку танцевания. Столица становится серьезным конкурентом. Там бальный танец пытается наверстать все упущенное за прошлые годы. Мода меняется кардинально. Начинаются довольно частые поездки на соревнования за границу. И опять, в те коммунистические времена, когда за границу не только танцевать, но и выехать было сложно, где легче оформиться, находясь в Ленинграде или когда переходишь дорогу, чтобы зайти в Министерство в Москве? Москвичам проще - когда походишь по кабинетам и встретишь людей, может из знакомых или тех, кто может помочь как-то сдвинуться. И потом Москва - столица заинтересована в том, чтобы тянуть к себе. Не случайно все первое там - I Международный конкурс, I семинар, I приезд Чемпионов Мира. И всегда будет так, ведь Москва - столица! Это правильно. Хотя за Державу обидно. А в Петербурге иссяк тренерский потенциал, по сравнению с тем, когда Питерские пары были лучшими на конкурсах, а такое было. И "последние из Могикан" - Игорь Суворов и Лебедев, бывшие Ленинградцы, тому доказательство. Они до сих пор танцуют. Наверное, что-то в тренерском составе изменилось и далеко не в лучшую сторону. Ну, во-первых, ушли лучшие тренеры. Нет сегодня Дмитрия Михайловича Бельского, Виктора Давидовского, а молодежь, видимо, не доросла до такого уровня. Хотя, если смотреть на общую проблему и общую массу танцевания, то сегодня Петербург начинает потихонечку подниматься. Создаются различные организации, которые конкурируют между собой. И их взгляды на существование бального танца во многом отличаются друг от друга. Все это имеет право на существование. Сейчас в Санкт-Петербурге любой желающий от мала до велика может выбрать доступный для себя клуб или студию для занятий бальными танцами. Ни это ли самое главное?